4.
О ТЕОРИИ АСТРОЛОГИИ в логике научного подхода
- Но день рождения-то Вы празднуете - это же абсолютно бессмысленно,
если не признать сугубо астрологическое утверждение,
что лично для Вас это особый день в году?
Реальная наука - это не кирпич "Курса физики", а понятие многосоставное и текучее, в ней есть отдельные теории, аксиомы и гипотезы сменяющие друг друга в рамках конкретных направлений научных знаний, а между ними есть белые пятна. Естественные науки - лишь полянки в этом непроходимом пока лесу.
Астрология дает относительно «научное» (ясное, логичное, рассчитываемое) объяснение некоторой части из «оккультной» (не материальной, духовной, религиозной) стороны знаний, являясь одним из мостиков для синтеза той и другой стороны.
Термин "наука" даже в самом узком светском смысле этого слова - это понятие философское и понимается не всеми однозначно. На сей день мне известны две философские концепции научного подхода к знаниям, условно обозначу их по ярким лагерям:
- Первая (исторически) концепция знакома нам по школе Пифагора в логике Платона и более-менее доминировала вплоть до смерти Ньютона, она предполагает, что НЕ все знания должны быть понятны каждому, НЕ все способны их уразуметь, а только подготовленные (ученые, посвященные в науку); что часть знаний НЕТ смысла (или опасно) публиковать открыто, их лучше передавать лично и очно, из уст в уста от разобравшегося в этом предмете человека к его ученикам, игнорируя вопросы от невежд; НЕ всё материально, не все очевидно явно и может быть проверяемо любым (несведущим, непосвященным) человеком и отнюдь НЕ всегда, т.к. и само время НЕ однородно (здесь и сейчас конкретный момент непрерывно звучащей музыки небесных сфер), всё в мире как-то взаимосвязано и человечество в идеале должно находить гармонию с природой.
- Вторая по времени концепция считается наиболее четко представленой Декартом, она признает "научным" только того, что может быть доказано/опровергнуто повторными экспериментами. Абсолютно всё материально и рассчетно. Знания можно дифференцировать по разным автономным областям наук. Организационно это предполагает, что научным может считаться только то, что публично представлено в полном объеме авторитетным научным органом и там всем всё ясно объясняется, а кроме того может быть проверено и измерено каждым желающим в любой момент.
(Кстати, ирония судьбы такова, что в перечне его авторитетных основоположников сегодняшняя Wi-Ki-педия указывает сразу несколько ученых, занимавшихся астрологией, в базовой англоязычной статье о "научном методе". В астрологии для "повторных экспементов" требуется повторяемость конфигурации небесных часов: что-то повторится завтра, что-то через 72 года, иногда через тысячелетия - эта временая проблемка объективно затрудняет "нучное доказательство" как и опровержение в рамках Декартовой концепции. Другие науки не исследуют напрямую отличия одного времени от другого.)
Так случилось, что для доминирующего тогда в Европе религиозного института (христианства в лице Фомы Аквинского), оказалась более приемлимой именно эта концепция науки – она гарантировала, что «научное» знание и близко не подойдет к рассуждениям на религиозные темы, что такое ограниченое "естествознание" и теософия будут сосуществовать ни в чем НЕ касаясь друг-друга. И надо помнить, что формирование этого "научного метода" проходило под самым пристальным наблюдением инквизиции, имевшей право карать и миловать за те или иные взгляды любых ученых.
Развитие европейской научной мысли примерно от Декарта и до Теслы текло в основном в русле этой логики как доминирующей, сохраняя приоритет до начала Второй мировой войны, но разработка ядерного оружия поставила предел этому научному подходу.
Возрождение всерьез коснулось научной сферы с момента признания теории полей (невидимым образом понизывающих весь мир), а начиная со всемирной пандемии испанки, расщепления атома, открытия космоса, предсказаний погоды синоптиками и пр. уже все направления наук буквально уперлись в планетарные масштабы и сегодня никакой серьезный ученый не может уже отворачиваться от взаимосвязи всего сущего, от подобия того что внутри с тем что снаружи - то есть от фактического возвращения к герметическим постулатам. Однако, переход на иную логику - процесс инертный, она доходит до всеобщего принятия только через смены поколений и мы еще в процессе.
Методически Декартова концепция все еще остается научным идеалом и декларируемым лозунгом, но фактически самый авангард наук по многим стратегически важным направлениям ушел в личную передачу знаний только "своим" и скрытые исследования секретных технологий в прорывных областях - то есть по сути к той же Пифагорейской схеме со своими новыми "посвященными".
К концу XX века наука стала формироваться двумя параллельными направлениями:
- Академическое "Величественное здание науки" стало расти как разветвленная сеть институтов, живущих по социальным законам самосохранения иерархических структур (всякому овощу своя грядка) и принимающий почти исключительно те факты, которые вписываются в базовую теорию этой упорядочности. Такой науке учат в школах и университетах. Это древо прекрасно.
- Одновременно "в диких условиях" жестких требований от конкурирущих структур и правительств отдельные закрытые "группы ученных и инженеров" выполняют какие-то важные задания и исследования. "Забудьте всё что Вы учили в институте - мы тут делаем невозможное, подпишите бумагу о неразглашении и Вы в теме". Это древо науки скромно растет в тени, но даже на бытовом уровне все догадываются, что "секретные разработки" крайне важны, передовые микросхемы делает лишь несколько фирм в мире, а немецкие автомобили и японская электронника почему-то лучше, чем то, что мы делаем сейчас в России по открытым учебникам, будучи во всеоружии академической науки.
В институциональном аспекте вопрос о лже-научности критичен вовсе не в доказанности и проверяемости утверждений, а в том, соответствует ли данная область знания официальной доктрине или противоречит ей? Это сильно зависит от текущей коньюктуры, которая касательно астрологии менялась много раз: астрология воспринималась то соответствующей, то конкурирующей с официальной религиозной парадигмой, а в эпоху веры в материализм и господство естественных наук - то подтверждающей волновой характер полей, то противоречащей электро-магнитной и гравитационной теориям.
И вот снова, с окончательным разоблачением тестов Карлосона в 2011 г, можно констатировать, что экспериментальным путем опровергнуть одно из ответвлений астрологии не удалось. Сейчас у официальной науки нет никаких предположений относительно физического природы влияний, которые изучает астрология, но появляются более близкий понятийный и математический аппарат. Врядли Вы поверите моим словам, но рекомендую приподнять взгляд от старого учебника физики и краешком глаза заглянуть на передовую линию научной мысли - вот, к примеру, лекция 2024г. профессора физики Michio Kaku для инженеров компании Гугл (как минимум с 42:30 до 46:00, включая современное представление мира нобелевским лауреатом, посмотрите, плиз)
Понятно, что научно-инженерная уже переходит от корпускулярных к квантовым технологиям (от механистично-цифровых моделей к теориям полей, струн, резонансов, волн, частотного разнообразия и параллельности). Астрологические влияния тоже имеют по всей вероятности волновой характер, поэтому (во избежание любых аллегорических отсылок к гравизму, чакрам, аурам, астралу, эфиру, шлейфу и т.п.) я буду далее условно называть их как обычно именуют неизвестные - "поля Х".
С "космической" стороны, более-менее известно как небесные странники движутся, светят и пр., но электро-магнитные влияния явно никак не совпадают по свойствам с полями Х. В 2015 г уловили волновой характер гравитации, ее свойства оказались куда ближе к полям Х, врядли это они, но открытие расширило научные представления о возможной разнородности полей.
Для нашей "живой" стороны, у естественных наук есть теории о строения генов, о нейронных связях и нервах, но нет никаких биологических или химических гипотез о наших различиях в умственных, эмоциональных, эмпатических процессах и тем паче об их зарождении, циклах и характерных отличиях. Имеющийся измерительный и понятийный инструментарий в этой области можно сравнить с применением датчика тихо-громко для оценки музыкальности симфонии. Об объяснении природы проявления высших форм, таких как вдохновение, интуиция, озарение, проницательность, любовь и пр. ни в биологии, ни в психологии пока нет и намеков. При этом даже материалистическая наука признает, что все эти явления и различия объективно существуют, причем многие из них не только у людей - но объяснение причин различий остается "белым пятном". Астрология, же, утверждает что это фиксируется и проявляется теми же полями Х.
Итак, пока нет смежных естественно-научных официально признанных теорий о природе или физике процесса ни с одной ни с другой стороны от астрологической концепции. При отсутствии этих смежных областей знания откуда взяться там "авторитетным ученым", готовым с точки зрения каждой из сторон подтверждать или отрицать теорию на их стыке?
Знания или наблюдения о взаимодействии циклов того что "вверху" с тем что "внизу" каким-то образом появились до современных "естественных" наук. В частности что-то явно астрологическое прочитывается у древних шумер в "Энума Энлишь" и в "Книге Еноха" из Кумранских рукописей, повествующих о дотопотопных временах, однако в нынешнем формате астрологическая концепция стала известна исторической науке гораздо позже - лишь за полторы тысячи лет до Ньютона. Забавно, что астрологию упрекают именно в древности несменяемой концепции (якобы она не развивается и закостенела в отличие от настоящих наук), но...
Во-первых, это также странно как осуждать химию за сохранение идеи периодической таблицы элементов...
Во-вторых, астрология кажется неизменой только на очень поверхностный взгляд, а внутри астрологии много гипотез и ответвлений, деление на специализации и школы, есть и открытия, и ошибки, и гении, и пустозвоны, и секреты...
Правильнее был бы вопрос, можно ли отнести астрологию к числу точных наук, или к естественным, или к гуманитарным или вообще к искусствам, к светским знаниям или религиозным практикам? - вопрос серьезный. Я лично сказал бы, что это отдельный глубокий род знаний, не вмещающийся ни в одно из вышеперечисленных понятий, но местами питающий эти новые разветвления знаних своими корнями, и уж во всяком случае астрологи вовсе не считают, что это лишь "наука" в Декартовом понимании термина, не предентуют на эту узкую полку и поэтом обвинять астрологию в "лже-научности" - передергивание. Примерно также, если я от рождения не Дима и никогда не предствлялся Димой, то странно называть меня Лже-Дмитрием и обвинять в этом.
Другое дело, что с точки зрения "астрологии" кажется нелепым и даже оскорбительным сравнение всего "оркестра" в целом с его "второй скрипкой" - с ее любимой близорукой внучкой "психологией", идущей на ощупь, упрямо не желающей или не способной посмотреть чуть дальше на очевидные астрологам дороги и вообще на все вокруг. Психология представляется примерно такими же обрывочными экспериментальными наблюдениями и домыслами, какой была химия до Менделеева. И, вот, эта новомодная блогерша, сочиняющая контент туда-сюда, считается "наукой", а астрология при всей эффективности, проверенности веками, цельности и ясности теории - считается предрассудком. Этот сиюминутный заскок "академической науки" - возмутительный для астрологов нонсенс.
После такого предисловия я осмелюсь сформулировать, что утверждает астрологическая теория в моем понимании. Итак...
А.
Движение на небе и жизнь на земле имеет единый или взаимосвязанный циклический характер, мы живем этими ритмами, исчисляем время и годы в этих циклах. Все здесь рождается, живет и умирает под перекрестным влиянием полей Х от постоянных небесных источников (Земли, других планет и светил), вращающихся по предначертанным им путям, эти влияния до нас доходят и как-то воспринимаются (как минимум свет и тепло ощущают множество живых существ).
Конфигурация полей Х, если назвать ее привычными терминами "настроение", "впечатление", "характерность", может выражаться в каком-то произведении искусства (например в мелодиях композитора), сохраняться в нем и производить определенное впечатление на каких-то других людей. Какая-то своя "характернось" может быть (и часто кем-то смутно "чувствуется") не только у произведений искусства, но и у людей, городов, этносов... это вообще свойственно любому одушевленному объекту и начинанию.
____________
Если из этих утверждений исключить упоминание "полей Х", то всё это, вроде бы никем не опровергается и даже не ставиться под сомнения. Это общеизвестно, общепринято, хотя и необъяснимо.
Б.
В круговом цикле можно заметить не только моменты повторения, а целый ряд особых точек при прохождении долей деления витка кратных 1, 2, 3 и их ближайших производных 4, 6 (в астрологии они называются "мажорные аспекты"). В следствие этого каждый виток цикла можно разбить на кратные фазы, соответствующие делению круга на 1, 2, 3, 4, 6. Что в совокупности при одновременном наложении визуально делит круг на 12 элементарных сегментов, которые приняли за удобную единицу счета фаз внутри витка цикла. (деления на 5, 7, 8, 10 и 12 проявляют себя на порядок слабее, чем на 1,2,3,4,6).
Делению витка цикла на 12 фаз сопоставлено описание свойств каждой из фаз, которая выражается, например, в характерности 12 знаков Зодиака для фаз вращения вокруг Земли или в делении на 12 домов гороскопа для вращения Земли вокруг своей оси.
_________
Если вспомнить про хронологическое деление года на 12 месяцев, суток на 24 часа, про деление на 360 гр. любого круга и Земли в частности - то однозначно придется признать что кратность 12-ти стала доминирующей и общепринятой системой измерения вращения и времени. Но уместно и сомнение: рудимент ли это доставшийся миру от астрологии, или отголоски фантазий Шумер или такое деление (годы, сезоны, месяцы, сутки, часы) объективно удобнее для нашей жизни на Земле? А в космосе?
В.
Для упрощения схемы циклов допустимо оперировать проекциями источников полей Х на эклиптику, условно считая что все происходит почти в одной плоскости.
Взаимодействия полей Х зависят не только от свойств источников (они разные), но и от угла (дугового расстояния) между направлениями от источников. Поля Х всегда разнородны, они не складываются и не вычитаются, но могут в кратных случаях "резонировать" подобно музыкальным звукам, образуя созвучия, гармонии, диссонансы и иные виды резонансов (в астрологии такие эффекты называются "аспектами"). Понятие Пифагора о музыке небесных сфер астрология трактует совершенно буквально.
Точное деление круга на первые целые числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 (образует угловые дуги в 0, 180, 120, 90, 72, 60 град. и т.д.) имеет свои резонансные свойства, которые могут быть ладными (на 3-гармоничными, 5-творчески объединяющими, 6-конструктивными) и диссонирующими (1-однобокость, 2-противостояние, 4-неприемлимость).
__________
Увы, физическая природа полей Х сейчас (уже, еще?) не понятна ни астрологии, ни другой науке. Но, раз наука уже признала существование полей в принципе, даже не одного поля, а уже нескольких видов полей, и обнаружила, что они имеют разные свойства, в том числе есть и "свободно" проникающие сквозь пространство и материю даже на межзвездные расстояния, то априори считать теоритически невозможным существование полей Х в наше время - это уже "анти научно".
Зафиксированы ли учеными лабораторные физические эксперименты с такими полями?
Как ни странно, да. Но их проведение остается под большим сомнением. В частности было такое направление как "физика симпатических (ответных) вибраций". Американский изобретатель Джон Кили (1837-1898) заявлял "я намереваюсь показать условия, управляющие планетным равновесием, и музыку, которая гармонична с движением сфер. Я называю её небесной музыкой". Он придумал и сделал множество приборов в своей лаборатории, которые экспериментально демонстрировали и уточняли "40 законов Кили" десятки лет, успешность опытов публично документировалась одними учеными и ставилась под сомнения другими, но с этим было две проблемы:
- искусственно запускать "симпатические вибрации" мог только способный на это "музыкант", а это редкость и требует настройки (что вполне естественно с точки зрения астрологии, герметизма, алхимии и любого творческого процесса).
- Кили не спешил публиковать все свои секреты, считая что их время еще не пришло.
Интересы влиятельных людей ради финансовой и других выгод сложились так, что сразу после смерти его имя и открытия были опорочены: пресса объявила его мошенником, а эксперименты - фокусами (хотя никто не смог ни объяснить, ни повторить их). После его смерти ни его защитники, ни обвинители так ничего не доказали друг-другу, споры идут до сих пор: с одной стороны официальной наукой было принято заведомо предвзятое заключение сомнительных "экспертов" о гипотетической возможности привода его приборов сжатым воздухом; с другой стороны, в экспериментах поднимались отнюдь не перышки, а многотонные металлические предметы и участвовавшие в разработках инженеры и позднейшие расчеты пневматики опровергли версию о таких фокусах, но "поезд уже ушел".
Кажется, наиболее объективное мнение о физике симпатических вибраций сформулировал профессор Герц: "Кили должен сам разработать свою систему до такой степени, чтобы он мог поручить физикам повторить его эксперименты... Ни один человек, работающий в этом направлении с такими инструментами, не может быть мошенником."
Тесла высказался загадочнее: "...из этого не следует, что (Кили) делал это умышленно с целью обмана» и «Действуя по своим догадкам, я произвёл большую часть из описанных и ещё более непостижимых для посредственного ума экспериментов».
Самое прискорбное для развития науки, что в итоге и действующие устройства и основные бумаги изобретателя были вывезены таинственным богатым ученым Кинрейдом (которому Кили завещал их), живущим в абсолютной изоляции от внешнего мира, и не появлялись в публичном пространстве более никогда. Фактура исчезла, в музее Кили хранятся лишь муляжи, есть англо-язычные тезисы законов не получившие бесспорно понятного перевода в принятой современной наукой терминах (лучшая русская интерпретация была в журнале "Дельфис"), отдельные схемы (внешне похожие на распределения аспектов в астрологии) и легенды, которых не достаточно для однозначных выводов. Обсуждение его теории опустили и замяли на уровне спора: мошенником он был или нет?
Увы, вероятно Килли вообще не разбирался в астрологии (это нормально, как и то, что большинство ученых не сведучи, например, в написании симфоний) и практически не ассоциировал свою тероию с гороскопами (быть может намеренно).
Если предположить, что все опыты Кили достоверны, то связать астрологию с физической теорией Кили мог бы только астролог-музыкант, достаточно глубоко разбирающийся в музыкальном строе и акустике, теории полей и квантовой физике, теориях струн и волн, в элементарных частицах и спектральном анализе - в XIX-XX веках таковых не нашлось.
Ну, а пока... гениального Джона Кили принято упоминать разве что в ряду изобретателей "вечных двигателей" :)))
Г.
В момент рождения уникальная комбинация окружающих полей Х запечатлевается в объекте раз и навсегда (в астрологии это символизирует натальная карта) и дальнейшая транзитная конфигурация движущихся на небе планет и светил (транзитная карта) взаимодействует с натальной - мы это воспринимаем как смену настроений, самочувствия, тонуса и т.п. - и все это в принципе может быть просчитываемо.
Однако, не только космические тела, но и "запечатленные" объекты могут почти аналогичным образом взаимодействовать между собой резонансами полей Х. Мы "впечатляемся" реагируя на "настроения" и "характерности" друг друга, симпатизируем или раздражаемся, поддерживаем и противостоим, и т.д. т.п. Эти резонансы можно просчитать и ясно классифицировать.
____________
Если вышеперечесленные постулаты (А-Б-В) вполне допустимыми в рамках современных естественно-научных представлений (от безусловного приятия до спорности в качестве гипотез), то этот последний постулат выходит за рамки научного материализма и был бы более объясним в концепции существования каких-то "тонких тел" (самочувствия, разума, души, духа и т.п.) и взаимодействий между ними (сочувствия и раздражения, понимания и недоумения, энтузиазма и агрессии, любви и ненависти, доверия, обмана и т.д.).
Самое раздражающее и для научной и для части религиозных концепций, что астрология не только апеллирует к этим никем не оспариваемым понятиям (о них, в общем и целом, говорит и психология и житейский опыт любого человека), а предлагает методологию их расчета, конфигурации, детальный анализ и описания, сопоставления для каждого случая в частности, то есть фактически астрологическая концепция выводит эти понятия из области субъективно-неоднозначных ощущений в более-менее объяснимое, наглядное и просчитываемое "научное русло" повторяющихся явлений.
Это проблема. Признание этой части астрологической теории грозит пересмотром границ понятий "объект - субъект", "момента времени - повторяемости" - это уже не принципиальный барьер материализма (его грань пройдена наукой обратно в XIX веке), но другой, не менее болезненный процесс в самоопределения науки.